Ошибки при обследовании стальных конструкций
Когда о номере двутавра или швеллера судят только по ширине полки частично обнаженной балки, без учета времени постройки здания, то легко можно допустить ошибку. Необходимо, кроме ширины полки, определить ее толщину и сделать все возможное для уточнения высоты балки.
В начале прошлого века часто в качестве балок использовали рельсы. Поэтому, если только замерить ширину нижней полки и посчитать, что имеется двутавровая балка, а на самом деле использован рельс, то будет значительно завышена прочность балки и, особенно, ее изгибная жесткость. Так, например, рельсы по ОСТ ВК118 типа IV-a имели ширину подошвы равную 100 мм, как двутавр №20 по ОСТ 10016-39. Момент сопротивления сечения рельса типа IV-a равен 123 см3, а момент инерции сечения - 751 см4, момент же сопротивления сечения двутавра №20 равен 237 см3, а момент инерции сечения - 2370 см4. Встречаются в старых зданиях стальные балки из двух, сваренных головками, рельсов. В этом случае балки надо вскрывать на всю их высоту.
Если не берутся образцы стали для определения ее механических свойств, то о расчетном сопротивлении балок можно судить по нормативным документам, действующим в период постройки здания. При проведения технического обследованиия зданий и сооружений определяется толщина слоя коррозии стальных элементов. При определении несущей способности стальных конструкций, эксплуатируемых при отрицательных температурах и имеющих различные дефекты (надрезки, непровары, надрывы, коррозионное поражение), необходимо производить расчет на хрупкое разрушение.