Ошибки при обследовании сборных железобетонных конструкций
Определение размеров сечений и положения конструкции в пространстве обычно не вызывает трудностей. Однако количественная оценка влияния отклонения элементов из проектного положения часто делается неправильная, и предлагаются излишние мероприятия по усилению этих элементов. При выяснении влияния отклонения элементов на их несущую способность всегда надо учитывать пространственный характер работы здания или сооружения. Так при возникновении горизонтального усилия в сильно отклонившейся от вертикали колонны оно будет передаваться на все колонны температурно-усадочного блока, что приведет к резкому снижению дополнительного усилия в этой колонне. При смещении из плоскости рамы ригеля дополнительные усилия в колонне будут уменьшаться за счет учета пространственного характера работы здания.
Прочность бетона обычно определяют неразрушающими методами: механическими и физическими. Получить полную информацию об арматуре железобетонного элемента нельзя, так как всю ее обнажить невозможно. Вскрывается арматура только частично.
О несущей способности сборного железобетонного элемента судят обычно по его внешнему виду и времени постройки здания. Сложно определить состояние омоноличивания узлов. Для этого нужно их вскрыть, что не всегда удается сделать. Возможные дефекты узлов можно установить, зная распространенные дефекты аналогичных зданий.
Большую информацию о состоянии железобетонных конструкций несут трещины в них. При техническом обследовании зданий и сооружений важно выяснить причину образования трещин и влияние их на эксплуатационные качества конструкций. Трещины могут вызываться перегрузкой конструкций, неравномерной осадкой фундаментов, усадкой бетона, температурным воздействием, нарушением технологии изготовления и распалубки.
При написании отчета об обследовании часто необоснованно называют состояние железобетонных конструкций аварийным.
В соответствии с положением норм проектирования железобетонных конструкций, предельное состояние по прочности наступает в сечении сжатых, сжатоизогнутых и изгибаемых эле ментах тогда, когда деформации в наиболее сжатых волокнах достигают предельных значений. Это считается разрушением сечения, а, следовательно, и всего элемента. Достижение предельной деформации бетона внешне проявляется в виде трещин, рас положенных вдоль усилия сжатия и образованием и отслоением лещадок.
В полностью растянутых сечениях предельное состояние на ступает тогда, когда напряжения в арматуре достигает расчетных сопротивлений арматуры растяжению.
В статически определимых изгибаемых, внецентренно сжатых и внецентрально растянутых элементах при больших эксцентриситетах достижение напряжении в растянутой арматуре значений расчетных сопротивлений (физического или условного предела текучести) неминуемо приведет к разрушению сечения элемента при небольшом увеличении нагрузки.
В статически неопределимых элементах в этом случае произойдет образование пластического шарнира, что вызовет перераспределение усилий между опорными и пролетными сечения ми элемента и в большинстве случаев, если не произойдет разрушения сжатой зоны, не приведет к разрушению элементов.
Судить о деформациях растянутой арматуры можно по раскрытию трещин и расстоянию между ними. Следует иметь в виду, что при малом расстоянии между трещинами раскрытие трещин при предельном напряжении в арматуре может оказаться меньшими, чем допускаемые нормами при расчетах по второй группе предельных состояний.
О напряженном состоянии изгибаемых железобетонных элементов можно судить и по их прогибам. Предельно допустимые прогибы из условия прочности зависят от отношения высоты сечения элемента к его пролету.
При обследовании железобетонных элементов особое внимание следует обращать на коррозию арматуры. Односторонняя коррозия растянутой арматуры может вызвать хрупкое разрушение элемента. Поэтому элемент с односторонней коррозией рас тянутой арматуры следует считать аварийным.
Трещины, вызванные неравномерной осадкой фундаментов, обычно сосредотачиваются в узлах сопряжения элементов и аналогичны трещинам от перегрузки. Трещины температурного происхождения обычно сквозные, появляются в протяженных железобетонных элементах и в их узлах сопряжения. Усадочные трещины в большинстве случаев поверхностные. При неправильном складировании и перевозке трещины обычно бывают сквозными и располагаются в сжатой при эксплуатации зоне элемента. При неправильно изготовленной опалубочной форме трещины появляются в углах сквозных отверстии и в нишах.
Для оценки выявленных трещин необходимо уточнить характер работы элемента в конструкции, возможные условия его изготовления, перевозки и монтажа. Только при этом можно правильно назначить мероприятия по усилению конструкции, если оно требуется.