Демонтаж перекрытий
До начала работ по демонтажу перекрытий должно быть разобрано сантехническое оборудование, электрические сети, печи и полы, выполнен ремонт стен и перемычек, заделаны неиспользуемые в дальнейшем проемы. Одновременно производят обследование технического состояния перекрытий:
- устанавливают конструкцию перекрытия (чтобы определить последовательность и методы производства работ);
- оценивают степень их физического износа (чтобы выявить ослабленные места и принять решения по их временному ограждению и разработке проекта усиления);
- определяют надежность нижележащих перекрытий (для возможности обрушения на них вышележащих перекрытий или установки разгрузочных опор);
- обследуют места укладки временных настилов и складирования материалов от разборки.
Запрещается одновременное производство работ по демонтажу перекрытий на нескольких ярусах.
При демонтаже перекрытия по деревянным балкам (рис.1) удаляют засыпку, разбирают подборы (накат), подшивку потолка и балки. Засыпку, а на чердачных перекрытиях предварительно разрыхленную обмазку собирают в контейнеры и опускают башенным краном вниз. Если нет башенного крана, то материалы от разборки удаляют по наклонным лоткам, предварительно смачивая водой. Щиты наката (подборы) разбирают с помощью ломика, отрывая им доски от балок. Подшивку потолка отрывают ломиками от балок и сбрасывают на нижележащее перекрытие или оставляют опертой на перегородки.
Балки перекрытия, пригодные для дальнейшего использования, разбирают в следующей последовательности:
- подводят под балки временные опоры;
- освобождают концы балок, расширяя гнезда и отгибая металлические анкера;
- вывешивают балку на инвентарные подмости и отпиливают один из ее концов;
- вручную опускают обе части балки, нижележащее перекрытие и удаляют их через оконные проемы.
На строительных площадках, оснащенных башенными кранами, допускается производить демонтаж балок перекрытий блоками, состоящими из 2...4 балок, наката или подшивки. Блок образуют путем освобождения его элементов от крепежных деталей и соседних частей здания. Строповка осуществляется четырехветвевым стропом или специальной траверсой.
Деревянные перекрытия по металлическим балкам демонтируют аналогично, как по деревянным балкам. Демонтаж таких перекрытий отличается только удалением металлических балок. Вдоль несущих стен устанавливают подмости и освобождают концы балок, пробивая горизонтальные борозды в стенах (рис.2). Затем выводят балки из гнезд, поворачивая их в горизонтальной плоскости. Удаление балок осуществляется башенным краном или вручную через оконный проем. Перекрытия по металлическим балкам запрещается разбирать укрупнительными блоками.
Демонтаж перекрытий из кирпичных или бетонных сводов по металлическим балкам. Вначале удаляют засыпку, разбирают своды и удаляют балки. Исходя из местных условий, разборку сводов выполняют по продольной или поперечной схеме (рис.3).
Продольная схема производства работ предполагает установку по длине балок распорок, воспринимающих горизонтальные усилия от соседних сводов. Распорки выполняют из бруса сечением 140...180 мм или бревен диаметром 160...180 мм. Они устанавливаются через 2...3 м. Располагают распорки по низу балок на одной прямой, перпендикулярно их осям в бороздах, специально устраиваемых в сводах. Только после установки таких распорок разрешается приступать к демонтажу перекрытия.
По поперечной схеме своды разбирают участками длиной 1,5...2 м. Временные крепления не устраивают. Рабочие находятся на ходовых мостиках, которые укладываются по балкам перекрытия.
Бетонные своды обрушают на нижележащие перекрытия, принимая меры по обеспечению их устойчивости путем установки временных опор. Для этого от свода отсекают участок длиной до 1 м, а затем подсекают пяты с обеих его сторон. Для этого используют отбойные молотки, ломики, стальные клинья и кувалды.
Кирпичные своды разбирают по направлению от замка к пяте. Для этого в замке пробивают борозду длиной 1,5...2 м, после чего выбивают отдельные кирпичи в плоскости шва от замка к пяте.
При демонтаже перекрытий из кирпичных цилиндрических сводов удаляют засыпку и разбирают или обрушают конструкцию свода. До начала работ определяют:
- конструкцию свода;
- места его опирания;
- конструкции, воспринимающие вертикальные и горизонтальные нагрузки от свода;
- конструкции и места расположения ходовых мостиков, способы их установки и крепления.
Цилиндрические своды разбирают участками шириной 0,5 м, начиная от торцевых стен, в направлении от замка к пятам. Допускается вести работы одновременно с двух сторон от торцевых стен, но в этом случае последний центральный участок свода обрушают.
Работы выполняют в следующем порядке (рис.4):
- в одной из пят в центре пробивают сквозное отверстие;
- затем в обе стороны от отверстия подсекают свод, пробивая борозды шириной 250...500 мм с таким расчетом, чтобы при обрушении свод не уперся в пяту;
- борозды, достигшие торцевых стен, продолжают разбивать под углом 90 градусов, отделяя торцы свода от стен до его обрушения.
Если реальная обстановка не позволяет произвести разборку вышеизложенным способом, то под своды сначала подводят опалубку с кружалами с последующей разборкой.
Демонтаж ребристых железобетонных перекрытий. До начала производства работ необходимо определить конструкцию демонтируемого перекрытия, направление рабочего пролета плит, главных и второстепенных балок. Порядок демонтажа ребристых перекрытий следующий: вначале демонтируют плиты, а затем - соответственно второстепенные и главные балки. Нарушать данную последовательность демонтажа запрещается, так как это вызовет обрушение перекрытия.
До начала демонтажных работ необходимо определить схему армирования, определив расположение рабочей арматуры. При невозможности сделать это по внешним признакам пробивают контрольные отверстия.
Плиту разбирают полосами шириной 0,3...0,4 м в направлении рабочего пролета. Вначале известными способами разрушают бетон, а затем обрезают стержни рабочей и конструктивной арматуры. Причем разрушенный бетон и обрезанную арматуру сбрасывают на нижележащее перекрытие.
Второстепенные балки разрушают в следующей последовательности: под них подводят временные опоры, распорки и фиксаторы; у опор обнажают арматуру (применяют отбойные молотки, перфораторы и т.п.) и перерезают ее (применяют газовые или бензиновые резаки); удаляют башенным краном при помощи двухветвевых стропов.