+7 495 664-46-56
Введите свой номер и мы перезвоним в течение 15 минут:
+74956644656
Заказать расчёт

Беляев Б.И., Корниенко В.С. Причины аварий стальных конструкций и способы их устранения 1968г

Беляев Б.И., Корниенко В.С. Причины аварий стальных конструкций и способы их устранения 1968г

В книге излагаются причины ряда крупных и поучительных аварий стальных конструкций промышленных зданий и специальных сооружении различного назначения, происшедших в нашем строительстве за последние 16 лет; описаны обстоятельства каждой аварии, дан анализ ее причин и изложены меры, которые следует принять для предотвращения подобных случаев в дальнейшем; приведены, в частности, изменения и дополнения, внесенные по материалам аварий в нормы проектирования или правила производства работ.

Рассмотрение аварий в необходимых случаях сопровождается расчетами нагрузок, действующих на сооружение в момент разрушения, расчетами прочности и устойчивости конструкций, данными химических анализов и механических испытаний металла и соединений (сварных и других).

В книге описаны также характерные повреждения стальных конструкций, вызванные отсутствием технического надзора в процессе эксплуатации сооружений и невыполнением периодических ремонтов.

Авторы являлись участниками расследований причин большинства описанных в книге аварий, что позволило им собрать обширный материал по данному вопросу, проанализировать его и сделать обобщающие выводы о причинах и обстоятельствах обрушений и разрушений разнообразных сооружений.

Книга рассчитана на широкий круг инженерно-технических работников, занятых проектированием, изготовлением, монтажом и эксплуатацией стальных конструкций.

1. Введение

Выход из строя или «отказ» строительной конструкции - событие, после которого становится невозможной нормальная эксплуатация здания или сооружения без проведения соответствующих ремонтных или восстановительных работ. К таким событиям относят:

  • расстройство соединений Э.'Iементов конструкций друг с другом;
  • местные нарушения целостности элементов и их соединений (трещины);
  • местные и общие деформации конструкций, превышающие норму;
  • предельный случай отказа - полный выход конструкции из строя, ее частичное или общее разрушение (авария).

В случае выхода из строя строительной конструкции, уже законченной монтажом или находяшейся в эксплуатации, псегда возникает вопрос о ее надежности. Надежность конструкции обычно определяют как совокупность свойств, которыми обеспечивается ее бесперебойная нормальная эксплуатация в данных условиях (нагрузки, температура, степень агрессивности внешней среды и т.д.).

Действующими нормами и правилами на проектирование, изготовление и монтаж конструкций, а также государственными стандартами на применяемые материалы определяется нормативная надежность конструкции.

Возможны случаи, когда именно нормативная надежность конструкций может оказаться недостаточной (см. описание разрушения силоса на Магнитогорском цементном заводе в п. 2 главы 1 данной книги, причины образования трещин в сварных подкрановых балках кранов тяжелого режима работы в п. 2 главы V и др.). Нормативная надежность зависит от общего уровня наших знаний и регламентированного качества строительных материалов.

При проектировании в конструкцию закладывается конкретная проектная надежность, назначаются конкретные формы сооружения, конструкции рассчитываются на определенные нагрузки, выбираются материалы соответствующего качества, назначаются те или иные марки стали и бетона.

В процессе изготовления и монтажа конструкций получает свою фактическую надежность. Фактическая надежность конструкции принципиально не должна быть ниже проектной и нормативной. Нарушения же требований проекта, норм и правил производства работ приводят к снижению фактической надежности против проектной и нормативной.

После возведения конструкций их надежность должна поддерживаться на достаточном уровне путем правильной эксплуатации здания или сооружения, систематического наблюдения за состоянием конструкций и своевременного производства ремонтов.

Всякая строительная авария является тяжелым, чрезвычайным происшествием. Многие аварии сопровождаются человеческими жертвами. Поэтому каждая авария должна быть тщательно расследована - выяснены ее обстоятельства и причины, установлены виновные. Крайне важно правильно установить причину или причины аварии для того, чтобы можно было принять эффективные меры, исключающие возможность повторения аварий, аналогичных происшедшей. Опыт показывает, что вследствие неправильно установленной или невыявленной причины авария повторяется (см. аварии на цементном заводе в г. Куйбышеве в пп. 5 и 6 главы 1 и радиомачты в п. 6 главы III).

Рассмотрение обстоятельств и причин аварии поручается компетентной комиссии, назначаемой строительными министерствами или Госстроем СССР, если авария произошла в период строительства, и промышленным министерством, в подчинении которого находится предприятие, где произошла авария, если она случилась уже в период эксплуатации сооружения. Заключение комиссии должно быть строго объективным, поэтому в состав комиссии не включаются лица, принимавшие непосредственное участие в строительстве или эксплуатации объекта, потерпевшего аварию. Объективность и безусловная порядочность - необходимая норма поведения каждого члена комиссии по расследованию аварии.

Имели место случаи, когда тенденциозность отдельных членов комиссии затрудняла или затягивала выявление действительных причин аварии. Установление действительной причины аварии часто оказывается делом, достаточно сложным; нередко бывают нужны дополнительные исследования и тщательно проведенные расчеты, чтобы эта причина стала ясной; иногда, казалось бы, видимая причина аварии в действительности может и не быть основной; действительная причина аварии бывает нередко как бы закрыта многими побочными фактами и обстоятельствами. Вскрыть ее бывает затруднительно.

Обычно при расследовании причин аварии возникает несколько гипотез, версий обрушения. Заслуживают внимания лишь те гипотезы, которые согласуются со всеми бесспорными фактами, выясненными в процессе расследования (фактическое положение и состояние конструкций после обрушения, места их разрывов и деформаций, фактические свойства материалов, фактические величины нагрузок, действовавших на сооружение в момент аварии и т.д.).

Большое значение для установления причины аварии имеют проверочные статические расчеты, выполняемые с предельно возможной точностью, с учетом всех воздействий, которые могли быть в момент аварии.

При расследовании каждой аварии, как правило, находятся ее очевидцы. Беседы с очевидцами могут дать полезный материал для выяснения обстоятельств аварии и ее причин; однако к сообщениям очевидцев нужно относиться весьма осторожно, тщательно сопоставлять их сведения с данными, полученными другими путями. В степени надежности показаний очевидцев аварии лучше всего убеждаться путем проведения с ними бесед на тех местах, где очевидцы находились в момент аварии.

Предварительно следует тщательно выяснить, как очевидец попал на это место, откуда и куда шел, чем был занят в момент, когда произошла авария, и т. д. При этом нередко выясняется, что с того места, где находился очевидец, он не мог видеть те подробности аварии, о которых предварительно сообщал, или вообще не мог видеть, как протекала авария. Например, обрушение двух воздухонагревателей при строительстве доменной печи Кузнецкого металлургического комбината видело своими глазами шесть очевидцев. При беседе же с ними на тех местах, где их застала авария, выяснилось, что никто из них не мог видеть, как произошла эта крупная авария.

На комиссию по расследованию аварии ложится обязанность тщательного сбора и фиксации всех объективных данных об условиях, в которых произошла авария, о взаимном расположении конструкций после их падения, о всех местах разрывов и значительных деформаций конструкций, о всех временных закреплениях конструкций, если авария произошла во время строительства. При расследовании должны быть учтены также данные и обстоятельства, которые, как может показаться на первый взгляд, не имеют прямого отношения к аварии: такие данные могут неожиданно оказаться важнейшим звеном в установлении действительной причины аварии при дальнейшем ее изучении. Так, например, при расследовании причин обрушения стропильных ферм на строительстве ангара в одном из аэропортов сентябре 1966 г. не было обращено внимание на то, что пара расчалок первой из упавших ферм была выполнена из стального каната меньшего диаметра, чем остальные. Эти расчалки, так же как и другие, после аварии остались целыми и замена их диаметра показалась комиссии малозначащим фактом. В дальнейшем же выяснилось, что как раз эта замена диаметра временных расчалок на меньший и была основной причиной аварии.

Каждая авария дает обширный фактический материал для изучения действительной работы как конструкции в целом, так и ее отдельных элементов в предельном состоянии (до момента аварии), «живучести» конструкции, существенных конструктивных недостатков. Поэтому материалы расследования аварии должны быть подвергнуты квалифицированному анализу и с этой точки зрения.

Скачать Беляев Б.И., Корниенко В.С. "Причины аварий стальных конструкций и способы их устранения 1968г"

Другие документы Все документы