Аладов В.Н. Рак Т.А. Реутская И.П. Санникова О.Ф. Адаптируемое жилище. Рекомендации по проектированию с учетом требований маломобильных групп населения
Права инвалидов на участие в жизни социума и на необходимые средовые условия закреплены Конституцией Республики Беларусь, международными обязательствами государства. Правовые нормы по обеспечению равенства и интеграции инвалидов в общество установлены законом Республики Беларусь «О социальной защите инвалидов». Законом Республики Беларусь «О предупреждении инвалидности и реабилитации инвалидов» регулируется охрана здоровья населения, в том числе инвалидов. На охрану прав детей и охрану их здоровья направлена президентская программа «Дети Беларуси» и ее подпрограмма «Дети-инвалиды». Данными
нормативными правовыми актами определяется государственная политика, направленная на снижение уровня инвалидности, улучшение состояния здоровья и удовлетворение потребностей инвалидов в средствах реабилитации.
Тем не менее инвалидность представляет собой важнейшую медико-социальную проблему для всех без исключения стран мирового сообщества, в том числе для Беларуси. По данным Всемирной организации здравоохранения, инвалиды в среднем составляют около 10 % всех жителей планеты. Прогнозируется рост уровня инвалидности в мире, что связывается с
увеличением продолжительности жизни, а также с техническим прогрессом (производственные аварии, транспортные происшествия, злоупотребление наркотиками, загрязнение окружающей среды). Число инвалидов в Беларуси в 2003 г. по сравнению с 1997 г. увеличилось более чем на 15 тысяч человек; ежегодно в республике 55 000 человек становятся инвалидами. Общее число
инвалидов в 2003 г. в республике составило 478 тысяч человек, из них
инвалиды по общему заболеванию – 71 %, 7,4 % – инвалиды войны, 8% – инвалиды с детства, 7,2 % – дети-инвалиды в возрасте до 18 лет, 2,4% – инвалиды по последствиям аварии на ЧАЭС. Увеличивается детская инвалидность (за 1990-2003 гг. – в 3 раза). В общем числе инвалидов значительна доля людей, передвигающихся в креслах-колясках и с помощью
дополнительных опор.
Для повышения эффективности реализации государственной политики и координации действий по предупреждению инвалидности и реабилитации инвалидов в республике разрабатываются соответствующие государственные программы. Выполняемая в настоящее время Программа рассчитана на 2001-2005 гг. (одобрена постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 19.01.2001г. №68) и предполагает реализацию комплекса мер, направленных на создание безбарьерной среды и обеспечение инвалидам свободного доступа к объектам социальной инфраструктуры и независимого проживания. Концепция формирования такой среды подготовлена Минстройархитектуры совместно с Министерствами здравоохранения, труда и социальной защиты, облисполкомами, Минским горисполкомом. Концепция устанавливает
принципиальные подходы к решению вопросов расселения инвалидов, формирования жилища и объектов обслуживания данной категории населения.
Концепцией определяется необходимость проектирования и строительства всех объектов с расчетом на использование их как практически здоровыми, так и физически ослабленными группами населения.
На основании Концепции во всех регионах Беларуси разработаны и утверждены областные и районные (городские) комплексные программы и мероприятия по созданию безбарьерной среды, в соответствии с которыми адресно проводится организационная и практическая работа по
преобразованию городской среды. Действия носят поэтапный характер и направлены в первую очередь на облегчение доступа в обслуживающие учреждения здравоохранения, торговли, коммунального хозяйства и другие объекты, на планировочную реконструкцию городских территорий. Но решение проблемы будет неполным без перехода на проектирование и строительство жилых зданий, комплексно учитывающих требования формирования безбарьерной среды для физически ослабленных лиц. При этом основное внимание должно быть уделено созданию среды жизнедеятельности для инвалидов с поражением опорно-двигательного аппарата, т.к. специфические особенности инвалидов этой категории в наибольшей степени
влияют на проектирование зданий.
Обеспечение инвалидов жилищем в республике возможно двумя путями. Во-первых, малообеспеченным нетрудоспособным гражданам предоставляются жилые помещения социального пользования исходя из нормы 15-20 м2 общей площади на человека (совместное постановление Министерств труда, социальной защиты, здравоохранения, жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь от 27.04.2000 г. №4/3/4/7). В этом случае к совместно проживающим членам семьи претендента на получение жилого помещения
социального пользования относятся супруг (супруга), их нетрудоспособные дети и родители. Жилые помещения социального пользования строятся за счет средств республиканского и местных бюджетов, поэтому на их проектирование распространяются требования, установленные для строительства жилищ с государственной поддержкой (постановление Минстройархитектуры от 07.06.2001 г. №11). Во-вторых, строительство жилища для инвалидов, в том числе пользующихся креслами-колясками, может осуществляться целевым образом за счет собственных средств. В этом случае общие площади квартир могут быть увеличены и их оборудование выполнено в специально установленном количестве.
С целью определения наиболее рациональных архитектурных решений жилых зданий, способствующих созданию полноценной среды проживания для маломобильных групп населения, в настоящей работе поставлена задача – обобщить требования к проектированию жилых зданий, предназначенных для проживания инвалидов и других категорий физически ослабленных лиц, скорректировать отдельные положения по проектированию безбарьерной
среды с учетом результатов дополнительно проведенных исследований, дать предложения по созданию адаптируемых планировочных структур жилых зданий массового строительства, легко приспосабливаемых в процессе эксплуатации к требованиям проживания инвалидов и престарелых.